Порядок действий граждан, в т.ч. несовершеннолетних в случае применения к ним насилия
- Категория: Новости
Порядок действий граждан, в том числе несовершеннолетних
в случае применения к ним насилия
Основные понятия и термины:
Жестокое обращение с ребенком – это все многообразие действий или бездействие со стороны окружающих лиц, которые наносят вред физическому и психическому здоровью несовершеннолетнего, его развитию и благополучию, а также ущемляют его права или свободу. Жестокое обращение с детьми может проявляться не только в форме физического или психического насилия, но и в применении недопустимых способов воспитания, грубом, пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении или эксплуатации несовершеннолетних, проявлении насилия по отношению к иным членам семьи в присутствии ребенка.
Формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психологическое насилие и пренебрежение нуждами ребенка.
Насилие в семье – это любые насильственные действия физического, психологического, сексуального характера, совершенные лицом или лицами, которые связаны с жертвой семейными отношениями.
Пренебрежение нуждами ребенка – отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых.
Психологическое (эмоциональное) насилие – периодическое или постоянное психологическое воздействие родителей, других взрослых или одноклассников, сверстников на ребенка, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера и нарушению психического развития.
Сексуальное насилие – это вид жестокого обращения, который заключается в вовлечении несовершеннолетнего в действия сексуального характера с целью получения взрослыми сексуального удовлетворения или материальной выгоды.
Физическое насилие – это вид жестокого обращения, когда несовершеннолетнему причиняют боль, применяют телесное наказание, наносят побои, причиняют травмы и повреждения, лишают жизни или не предотвращают возможность причинения страданий, наносят ущерб его здоровью или физическому развитию.
Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении – лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию.
Семья, находящаяся в социально опасном положении – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Дискриминация в отношении детей – отсутствие равных прав для детей.
Защита от дискриминации – все права распространяются на всех детей без исключения. Государство обязано защищать ребенка от любых форм дискриминации и принимать необходимые меры по защите его прав.
Ребенок считается жертвой жестокого обращения, если в результате действий или бездействий со стороны окружающих лиц ему был причинен вред или он подвергся высокому риску причинения вреда. Поводом для вмешательства специалистов, изучения ситуации в семье может быть:
– информация от ребенка;
– информация от родителей (законных представителей), других членов семьи;
– информация от специалистов образовательных учреждений;
– информация от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;
– результаты медицинского осмотра;
– дополнительная информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком.
Явные признаки насилия над детьми, которые требуют немедленного информирования правоохранительных органов, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав:
– следы побоев, истязаний, другого физического воздействия;
– следы сексуального насилия;
– запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия и т.д.);
– отсутствие нормальных условий существования ребенка: антисанитарное состояние жилья, несоблюдение элементарных правил гигиены, отсутствие в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных предметов, соответствующих возрастным потребностям детей и необходимых для ухода за ними;
– систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребенка, лишение его сна, ребенка выгоняют из дома.
Участники реализации Порядка
К субъектам, обеспечивающим выявление случаев жестокого обращения с несовершеннолетними, относятся:
- органы внутренних дел;
- комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
- органы, осуществляющие управление в сфере образования;
- государственные и муниципальные образовательные организации;
- органы опеки и попечительства;
- органы управления социальной защиты населения и подведомственные учреждения;
- органы управления здравоохранением и подведомственные организации;
- иные органы, организации и учреждения, участвующие в процессе выявления и (или) оказания помощи несовершеннолетним, пострадавшим от жестокого обращения.
Необходимость координации действий участников реализации Порядка определяется при решении вопросов в отношении конкретного ребенка и его семьи, а также при решении вопросов улучшения качества помощи несовершеннолетним в целом.
Координация взаимодействия участников реализации Порядка по решению вопросов улучшения качества помощи несовершеннолетним осуществляется комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальных районах, городских округах Ростовской области (районными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в городе Ростове-на-Дону).
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах своей компетенции обеспечивают осуществление мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации по координации деятельности органов и учреждений субъектов профилактики и заинтересованных ведомств.
Координирующая функция реализуется на заседаниях комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав по инициативе участника реализации Порядка и (или) при установленной коллегиально необходимости. Постановления комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав носят обязательный характер для участников реализации Порядка.
Участники реализации Порядка осуществляют меры по выявлению и работе со случаями жестокого обращения с несовершеннолетними в пределах своей компетенции, предусмотренные действующим законодательством.
Ответственность за своевременное предоставление сведений о случаях жестокого обращения с несовершеннолетними детьми возлагается на руководителей органов или учреждений системы профилактики независимо от ведомственной принадлежности.
Алгоритм работы в случае выявления фактов насилия или жестокого обращения с несовершеннолетним
Алгоритм работы в случае выявления фактов насилия или жестокого обращения включает следующие элементы: выявление и сообщение о случае, регистрация сообщения, выезд на место выявления, помещение ребенка в безопасную обстановку, расследование случая, определение системы мер помощи, оказание помощи, сопровождение ребенка и его семьи.
1 Этап Выявление и сообщение о случае
Действия: Любой гражданин (специалист учреждения, родители, соседи или общественность) должен сообщить о подозрении или случае насилия над ребенком. О случае насилия может сообщить и сам ребенок, если насилие совершается по отношению к нему или другим детям. Сообщение может передаваться по телефону, почте или непосредственно оформляться в ситуации очного заявления. Сообщение должно быть принято любым органом или учреждением системы профилактики правонарушений несовершеннолетних. С целью организации оперативного сбора информации, органами местного самоуправления создается телефон доверия или определяются телефоны приема информации. Номера телефонов доводятся до населения через СМИ, учреждения образования, социальной защиты, здравоохранения, культуры и спорта.
2 Этап Регистрация сообщения
Действия: Регистрация сообщения осуществляется в журнале регистрации сообщений (при поступлении информации по телефону), журнале регистрации обращений граждан (при личном заявлении, обращении посредством сети Интернет).
3 Этап Выезд на место выявления
Действия: Реагирование и вмешательство в ситуацию специалистов зависит от степени опасности и характера случая насилия.
В общем виде различают случаи экстренного, неотложного реагирования, когда существует угроза жизни или здоровью ребенка, и случаи в отсутствие такой угрозы. Если случай насилия тяжелый и есть угроза жизни или здоровью ребенка, экстренное реагирование на сообщение о насилии осуществляется НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНО, в остальных случаях - в течение 24 часов. В течение этого времени необходимо провести весь комплекс мер, и в первую очередь изолировать жертву от насильника. Осуществляют выезд на место выявления случая жестокого обращения или насилия для оценки ситуации
4 Этап Помещение ребенка в безопасную среду
Действия: Отобрание ребенка из семьи/учреждения осуществляется органами, наделенными полномочиями, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Смоленской области.
Изолирование ребенка из опасной ситуации возможно через помещение его в социальное учреждение, учреждение здравоохранения или устройство в семьи граждан в форме предварительной опеки (попечительства). Если ребенок находится в остром кризисе и нуждается в медицинской помощи, его помещают в медицинский стационар с целью восстановления физического здоровья. Если ребенок физически не пострадал, но нуждается в психолого-педагогической помощи, его помещают в учреждение социальной защиты, в этом случае помощь направлена на восстановление психологического здоровья и социальную реабилитацию
5 Этап Расследование случая
Действия: Процедура расследования предполагает безотлагательное медицинское и психологическое освидетельствование ребенка в условиях медицинского или социального учреждения. Факт насилия устанавливает специалист (следователь, сотрудник полиции, медицинский работник, психолог или социальный педагог), который взаимодействует с ребенком. Обязательным компонентом расследования выступает опрос ребенка, наименее травматично проходящий в форме интервью. Для оценки ситуации используются "протоколы безопасности". Оценка безопасности обычно содержит четыре части:
- оценку неотложности реагирования, которая определяет, как быстро (экстренно/неэкстренно) специалисты должны отреагировать на сообщение о насилии над ребенком;
- оценку безопасности, которая определяет степень угрозы для жизни и здоровья ребенка и последовательность необходимых мер для защиты ребенка;
- оценку риска вероятности возможного повторного насилия над ребенком (или другими детьми, которые живут вместе с пострадавшим ребенком) в будущем;
- оценку ресурсов ребенка, его семьи и социального окружения, а также дефицитов и ограничений.
Оценка безопасности должна быть завершена в течение первого личного контакта специалистов с ребенком и/или его семьей. При необходимости сотрудники органов внутренних дел назначают судебно-медицинскую экспертизу.
6 Этап Определение системы мер помощи ребенку и его семье
Действия: В зависимости от типа случая, особенностей пострадавшего ребенка, его семьи и социального окружения, в течение суток с момента получения информации собирается внеочередное заседание КДНиЗП, на котором коллегиально принимается решение о стратегиях вмешательства и вырабатывается согласованный индивидуальный план (программа) индивидуальной работы по оказанию помощи ребенку с указанием конкретных поручений органам и учреждениям системы профилактики с конкретными сроками исполнения.
7 Этап Оказание помощи ребенку (его семье)
Действия: На основании индивидуального плана (программы) оказания помощи ребенку (семье) непосредственная медицинская, психологическая, педагогическая, юридическая и социальная помощь ребенку и его социальному окружению оказывается специалистами учреждений социальной защиты населения, здравоохранения, образования и др.
8 Этап Сопровождение (патронаж) ребенка и его семьи
Действия: В зависимости от случая специалистами органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обеспечивается сопровождение ребенка и семьи (ее патронаж).
Действия сотрудников субъектов, обеспечивающих выявление случаев жестокого обращения с несовершеннолетними, при обнаружении явных признаков жестокого обращения с ребенком
Действия сотрудников комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав:
При поступлении обращения, адресованного в комиссию, по факту жестокого обращения в отношении несовершеннолетнего (несовершеннолетних) направляют информацию:
в территориальный орган внутренних дел области о поступившем обращении, содержащем факты жестокого обращения в отношении несовершеннолетнего, с обязательным уведомлением об этом заявителей;
при получении обращения, содержащего информацию о непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью, о возможности наступления негативных последствий в виде смерти, причинения телесных повреждений или иного вреда здоровью ребенка в силу самых разнообразных причин (избиения родителями, от голода из-за непредставления пищи, истязаний и т.п.) обеспечивают направление данной информации в орган опеки и попечительства;
в организацию социальной защиты о проведении с участием представителей различных органов и учреждений системы профилактики обследования условий проживания и воспитания несовершеннолетнего в семье;
с запросом о предоставлении характеристики на несовершеннолетнего, на родителей обучающихся несовершеннолетних в орган, осуществляющий управление в сфере образования, в образовательную организацию;
с запросом о предоставлении имеющейся информации о семье несовершеннолетнего в органы здравоохранения, в учреждения здравоохранения.
По итогам анализа поступившей по запросам комиссии информации, осуществляет меры в рамках компетенции:
направляет в территориальный орган внутренних дел области дополнительно выявленную информацию;
координирует деятельность органов и учреждений системы профилактики по выявлению и устранению причин и условий, способствующих жесткому обращению с ребенком в семье;
координирует деятельность органов и учреждений системы профилактики по проведению межведомственной индивидуальной профилактической работы по реабилитации несовершеннолетних – жертв насилия.
Действия сотрудников органа или учреждения социальной защиты
В случае выявления органом или учреждением социальной защиты (далее – орган или учреждение) случая жестокого обращения с несовершеннолетним, орган или учреждение:
– немедленно информирует (в устной и письменной форме) органы опеки и попечительства, правоохранительные органы о выявленном случае жестокого обращения с ребенком;
– в случаях явных признаков любого из видов жестокого обращения в течение 1 часа руководитель учреждения обращается в органы здравоохранения для медицинской оценки состояния ребёнка и оказания медицинской помощи. Медицинский работник фиксирует данную информацию в Медицинской карте несовершеннолетнего, при необходимости оказывает помощь ребенку, подвергшемуся жестокому обращению;
– в течение одного дня проводит совместно с представителями органа опеки и попечительства и при необходимости – представителями территориального органа внутренних дел, обследование условий жизни и воспитания ребенка, составляет акт обследования условий жизни и воспитания ребенка в связи с выявлением признаков жестокого обращения с несовершеннолетним.
Действия сотрудников медицинских организаций
1) сотрудники организации проводят медицинскую оценку состояния несовершеннолетнего - жертвы жестокого обращения, фиксируют данные в медицинской карте;
2) при необходимости сотрудники учреждения здравоохранения принимают решение о госпитализации несовершеннолетнего, подвергшегося жестокому обращению;
3) сотрудники учреждения здравоохранения направляют служебную записку руководителю медицинской организации о выявленном случае жестокого обращения;
4) руководитель медицинской организации незамедлительно направляет информацию о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в территориальный орган внутренних дел;
5) руководитель учреждения здравоохранения незамедлительно направляет информацию в орган опеки и попечительства и комиссию в муниципальном образовании области о выявленных несовершеннолетних, пострадавших в результате насилия.
Действия сотрудников образовательных организаций.
В случае выявления явных признаков жестокого обращения с ребенком:
1) немедленно направить служебную записку руководителю образовательной организации о выявленном случае жестокого обращения с ребенком;
2) направляет несовершеннолетнего в учреждение здравоохранение для оценки состояния здоровья (в случае угрозы жизни и здоровья несовершеннолетнего);
3) руководитель образовательной организации немедленно сообщает о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в органы опеки и попечительства для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка;
4) специалист по охране прав детства совместно со специалистом образовательной организации, сотрудником органов внутренних дел (при необходимости) незамедлительно проводит обследование условий жизни и воспитания ребенка, по результатам которого составляется акт обследования;
5) по итогам проведенных мероприятий руководитель образовательной организации немедленно направляет в правоохранительные органы информацию о выявлении признаков жестокого обращения с ребенком;
6) руководитель образовательной организации направляет информацию о выявлении признаков жестокого обращения с ребенком в комиссию в муниципальном образовании области.
Действия сотрудников органа опеки и попечительства.
1) при получении информации о непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью, носящей прямой и явный характер, не вызывающей сомнения в возможности наступления негативных последствий в виде смерти, причинения телесных повреждений или иного вреда здоровью ребенка в силу самых разнообразных причин (избиения родителями, от голода из-за непредоставления пищи, истязаний и т.п.) (ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации):
а) сотрудники органа опеки и попечительства осуществляют выход по месту жительства ребенка с целью обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего (при необходимости – с участием сотрудников территориального органа внутренних дел) и составления соответствующего акта;
б) по результатам рассмотрения сообщения о наличии такой угрозы принимается правовой акт исполнительной власти органов местного самоуправления об отобрании ребенка;
в) сотрудники органа опеки и попечительства принимают меры, направленные на исполнение акта об отобрании ребенка (при необходимости – с участием сотрудников территориального органа внутренних дел);
г) в установленном законом порядке сотрудники органа опеки и попечительства уведомляют об отобрании ребенка у родителей орган прокуратуры, который при наличии соответствующих оснований принимает меры, предусмотренные федеральным законодательством;
д) обеспечивает временное устройство ребенка;
е) принимает иные меры в соответствии с федеральным законодательством;
2) при поступлении информации о жестоком обращении со стороны родителей, иных законных представителей с ребенком (ст. 69 Семейного кодекса Российской Федерации):
а) направляет сообщение в территориальный орган внутренних дел области либо в следственный отдел следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по области (при наличии признаков сексуального насилия и (или) сексуальной эксплуатации) для привлечения виновных лиц к установленной законом ответственности;
б) направляет информацию в комиссию в муниципальном образовании области;
в) при наличии оснований осуществляет подготовку материалов в суд для возбуждения дела о лишении родителей несовершеннолетнего (несовершеннолетних) родительских прав.
Действия сотрудников территориальных органов внутренних дел.
1) регистрирует информацию о жестоком обращении с ребенком в соответствии с требованиями действующего законодательства;
2) проводит проверку по факту жестокого обращения с несовершеннолетним в порядке и в соответствии со сроками, установленными действующим законодательством;
3) письменно информирует о выявленных нарушениях прав и законных интересов несовершеннолетних, в отношении которых допущены факты жестокого обращения, орган опеки и попечительства, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав соответствующего муниципального образования области.